четверг, 30 сентября 2010 г.

Художник Рашад Мехти-заде


Рашад Мехти-заде из тех художников, которые не остаются незамечены. Его работы носят отпечаток, ярко выраженной индивидуальности, их нельзя спутать с работами других художников.



Рашад окончил художественное училище имени Азима Азимзаде, Институт Культуры и Искусств, затем 1991 году поступил в турецкую академию изящных искусств, после чего закончил аспирантуру. С 1996 года он преподает в Академии Художеств. Является членом Союза Художников, участвовал в  персональных и сборных выставках  в России (1993), Грузии (1995), Турции (1991, 2001, 2002), и в Италии (2002). Говорят, что картина для художника – как родное дитя. Потому, что с ним не хочется расставаться. В этом отношении Рашад не привередлив. Его работы можно найти разных частях света, они украшают частные и музейные коллекции. Одна из картин Рашада даже попала в коллекцию известного французского актера Пьера Ришара.
Как и каждый художник Рашад Мехти-заде имеет свою манеру выражения, секреты технологии даже особой манерой смешивания красок. Что не раз отмечали его коллеги. Анализируя его работы можно сказать, что они грамотно исполнены, но не всегда открыты для понимания - этим они и привлекательны. В августе 2001 года Рашад получил приглашение на международный симпозиум в Турции, организованный по линии ТЮРКСОЙ и министерство культуры Турции. В этом симпозиуме приняли художники из 16-и тюркоязычных стран. Художникам были предоставлены все возможности для работы, но перед ними было поставлено оригинальное условие: не привозить с собой ни одной работы. Это можно объяснить и чисто коммерческими трудностями – перевозкой картин, но это и дает возможность проверить способность художника адаптировать в новой для него обстановке. Из написанных Рашадом трех картин одна, под названием "Çanaqqala düşüncəsi – 2" была удостоена первой премии, а сам художник единственным лауреатом конкурса.
  
Но серьезным испытанием для Рашада явилась его первая международная выставка в Австрии, которая состоялась в Вене, в галерее Ланг в 2002 году. Она оказалась не последней выставкой в этой европейской столице. Несколько месяцев тому назад там же, в Вене прошли две персональные выставки художника, имевший шумный успех. Первая их них состоялась в старинном дворце Порчиа. По инициативе Аппарата Федерального Канцлера Австрии прошла программа "Artist in residens", в которой Рашад выставил 17 новых работ, исполненных в течение трех месяцев. Рассказывая об этом случае, Рашад отметил, что это были все новые работы, написанные им за три месяца пребывания в Вене. С одной стороны это было обусловленными трудностями перевозки полотен через границу, а с другой стороны это говорит о большой смелости Рашада, который за этот небольшой срок сумел создать почти два десятка новых полотен. Каждая из них отличалась особой оригинальности, и было отмеченной ни только публикой, но и критикой.  В его работах преобладает женский портрет, а его творчество, насыщено психологизмом. В основном это портреты близких, хорошо знакомых ему людей, и выполнены они в реалистической манере. Чувствуется, что Рашад хорошо владеет классической техникой живописи, и грамотно строит свои работы. Но есть что-то неуловимое, что отличает его полотна благодаря чему, этого художника не спутаешь ни с кем. Такова работа носящая название «Взгляд». С полотна смотрит на нас девушка европейского типа, с узким овалом лица, которая выделяется белым пятном на темном фоне картины. Но, вглядываясь в него, начинаешь понимать, что пристальный взгляд миндалевидных взгляд девушки завораживает твое внимание, и как бы уводит в пространство картины.   Он гипнотизирует зрителя, неся в себе большую смысловую нагрузку.

Особенно хотелось бы выделить загадочную «Девушку с необычными волосами». В портрете чувствуется драматизм, напряженность, буря эмоций, которыми наэлектризованы ее волосы, неся ей своеобразную защиту. Это работа также привлекает своей многомерностью и вызывает споры зрителей. Ее можно сравнить с «Джокондой» Леонардо да Винчи, о загадочной улыбке, которой до сих пор спорят искусствоведы, пытаясь разобраться, что же она выражает на самом деле. 

Вообще, женские портреты удаются Рашаду больше всего. И не с проста. Ведь этот молчаливый, внешне скромный художник обладает искусством проникать в «зазеркалье» человеческого взгляда. И находит то, что, простому зрители не всегда дано объяснить. Но было бы очень просто сказать, что Рашад является только мастером классического женского портрета.

Творчество Рашада Мехти-заде берет свое начало с конца 80-х - начала 90-х годов прошлого столетия. Социалистический реализм, который был единственным  разрешенным методом, уходил в прошлое. Перед молодым талантливым художником открылось широкое поле деятельности, и он стал экспериментировать в своих сюрреалистических и абстрактных полотнах. Ему было с кого брать пример.  И наиболее близким по духу стал великий испанский сюрреалист Сальвадор Дали. Не зря его часто сравнивают с королем сюрреализма, порой даже упрекая его в подражании великому мастеру. Но если у Дали наблюдается явно выраженная многоплановость, то в творчестве  Рашада ощущается намеренное запутывание зрительского восприятия, при кажущейся простоте передачи информации. Хотя это вопрос спорный.

Рашад Мехти-заде очень увлекается психологией и религией. Его разговоры об Аллахе поражает своей глубиной и искренностью. Что и находит свое отражение в его работах. 

При внешней замкнутости и непредвзятости Рашаду свойственно чувство юмора, но не только. Ему дано перевоплощаться в каждого, с кем общается. Таким путем имеет возможность узнать как можно больше о психологии человека, чтобы потом выразить свои философские мысли на холсте, а не развивать практические навыки живописца. Надо сказать, что Рашад уважает все религии мира, но одно время больше всего он проникся настроениями буддизма. Из этой религии он извлек то, что наиболее отвечает его взглядам, жизненным принципам, почерпнул внешную отстраненность от суеты мира. Но Рашад не был бы азербайджанцем, если бы на него не оказал влияния зороастризм с его учением о Добре и Зле. В его полотнах они находятся в постоянном противоборстве, и не всегда Добро побеждает. Этим самым Рашад признает власть темных сил. Но общий смысл его работ зовет к добру, к победе над этими силами. Мистика и вдохновение, ясность и многозначность образов. Неожиданные сравнения, как например, в «Корриде», в которой обыгрывается большая нагрузка, часто выпадающая на долю женщину в семейной жизни. Все это говорит об умении передать, казалось бы, простыми средствами сложные символы жизни и о многоплановости работы художника.

Восходящую луну каждый может представить себе по-разному. Но Рашаду Мехти-заде удалось ее воспроизвести в виде девичьего лица на большую часть которого падает тень широких полей сомбреро. Эта картина называется «Месяц». На этих самых полях проглядывает древние  арамейские надписи, а венчает портрет тоненький серпик восходящей луны, увенчанной каплей слезы.

Рашад, еще одним своим женским портретом показывает уход от шума и гвалта густо населенного мегаполиса в таинственный мир, где мы можем слушать только шум моря. Вытянутые заостренные ракушки прикрывают уши девушки, полностью погруженной в себя, она медитирует с закрытыми глазами. Никому не дано проникнут за занавеси этой самоуглубленности и отрешения от внешнего мира.

А этой портрет под названием «Глаз» наиболее близок сюрреализму. Кажется, Рашада всю жизнь будет мучить загадочность женского взгляда. Но он обещает, манит, притягивает, вызывая у зрителя бесконечные ассоциации. Это взгляд символ беззащитности, что и именно в этой беззащитности чувствуется цельность и сила.  

Нельзя обойти  вниманием и цветовое решение его картин. У Рашада очень богатая палитра, неожиданные сочетание цветов. Творчество его пронизано хитросплетениями символов  буддизма с традициями итальянского Возрождения. Художник сравнительно молод, ему нет и сорока. Но его работы неизменно притягивают зрителей, вызывая у них желание, подолгу вглядываться в них и находить для себя очень многого нового и родного. 

Знакомые художники по-доброму отзываются о работах Рашада Мехти-заде. Но сам автор о себе скромного мнения, заявляет, что он пока ищет пути, открыть которые он надеется в будущем. То, что я сделал, заявляет художник, по сравнению с тем, что хотел бы сделать – малая крупица. Для достойной оценки моего творчества должно пройти время. О том, насколько удалось мне решить эту задачу, скажут мои работы.



Севда Бабаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий