суббота, 7 июля 2012 г.

Зарплата актеров в Турции каждый год растет, а в Азербайджане…. – ИНТЕРВЬЮ


Интервью с Малахат Аббасовой состоялось после репетиции спектакля «Место в центре мира», на сцене Üsküdar Müsahibzadə Cəlal Большого Городского Театра Стамбула. В спектакле актриса играет роль Ахты –предводительницы рабынь. Проведя более 2-х часов на сцене, актриса  спустилась в зрительный зал и первая обратилась ко мне с вопросами: «Насладились тем, как прошла репетиция? Уверена, посмотрите весь спектакль – получите большее удовольствие…»



- Малахат ханум, расскажите в общих чертах о спектакле, в котором Вы заняты?


- «Место в центре мира» – не новый спектакль. Его премьера прошла в 2010-ом году, но он стал любимым, и  каждый сезон смотрится с интересом. Пьеса написана Озаном Йулой и повествует об  античных временах. О рабынях, живущих в мире, жесткие правила образа жизни в котором установлены мужчинами. Пьеса о бесправии женщин-рабынь с одной фермы, об их восстании, свободе… Здесь изображены внутренний мир раздавленных женщин,  затронуты отношения, господствовавшие в те времена,  противостояние женщин против бесправия.
Ахты, которую я играю, – предводительница, вожак тех самых женщин. Несколько феминистическая пьеса, тем не менее, зрителям она очень нравится.
Режиссер Нуруллах Тунджер озвучил одну, очень красивую мысль. Рабыни на ферме у него – представительницы разных народов. Поэтому монолог каждой женщины произносится на двух языках. На мою долю выпал монолог на азербайджанском и русском языках. Помимо этого в спектакле монологи звучат на иврите, на языках балканских народов,  на арабском, албанском.
Замысел режиссера – привлечь внимание всего мира к проблеме женщин. Другая причина – выбор в 2010-ом году Стамбула культурной столицей. С этим спектаклем в Дни Столицы мы присоединились к фестивалям, проходившим в Македонии, Сербии, Сирии.  Среди зрителей были туристы из зарубежных стран.


- В скольких пьесах Вы заняты?


- В настоящее время я в штате Большого Городского Театра, как актриса и режиссер. Театр наш имеет 10 больших сцен  и продолжает расширяться. Поскольку Стамбул очень большой город, раскинувшийся на двух континентах, сцены театра открыты в его европейской и азиатских частях. И мы играем поочередно на всех сценах.
В этом спектакле я занята как актриса. В качестве режиссера я выступила два года назад в спектакле Эльчина Эфендиева «Убийца». Получилась очень удачная, вызвавшая много откликов постановка. Ее сыграли 156 раз, что для нашего Городского Театра внушительная  цифра. С этим спектаклем мы побывали в Азербайджане, России, на Украине, получили приглашение на фестивали в зарубежных странах.
Следующей пьесой будет «Шескпир» того же Эльчина. Пока неизвестно, когда смогу приступить к нему, так как у меня занятость на съемках, в ТВ передачах. Постановка пьесы требует специального времени и внимания.


- Почему предпочтение отдаете Эльчину?


- Дух драматургии Эльчина мне очень близок. Еще Эльчин муаллим чувствует пульс турецкого народа: темы, затронутые им, востребованы турецким народом. Я в Турции более 20 лет и знаю пристрастия турецкого зрителя. Какой спектакль ему придется по вкусу, какой нет. Здесь любят творчество не одного Эльчина, а еще Рустама Ибрагимбекова, Анара, Бахтияра Вагабзаде.


- Ведущая на телевидении, консультант сериалов, театральная деятельность, съемки в кинофильмах…. Как Вы все это успеваете?


- Не успеваю. Отказываюсь от приглашений во многие сериалы. Мало вижу свою семью. Как оказывается немножко свободного времени, как сейчас, привожу к себе дочку Судэ.


- Маленькая Судэ, можно сказать, идет по Вашим следам. Несмотря на юные годы, она уже показала свой актерский потенциал в сериале  «Babam üçün». Наверняка, в будущем Вы поддержите ее, если она выберет искусство…


- Говорю не потому, что она моя дочка, но Судэ на самом деле талантливый ребенок. Даже добавлю, что в настоящее время очень немного играющих детей, подобно ей. Требования режиссера выполняет в точности, что, очевидно, перешло к ней с моими генами. В особенности ей, 6-ти летней, удаются драматические сцены, исполнение которых приводит меня в изумление.
Часто бывает на моих репетициях, обожает телевизор – от экрана не оторвешь. То, что привлекло ее внимание, настолько завораживает Судэ, будто она впадает в состояние транса. Никто для нее в эти моменты не существуют: ни я, ни отец, ни ее брат.
Буквально несколько лет назад об наличии у Судэ таланта я говорила ее отцу. Правда, не хотела, чтобы она выбрала лицедейство своей профессией: уж очень трудно в нем. Но сели будет у нее желание, почему бы и не поддержать ее.  Сын же, наоборот, совершенно равнодушен к актерской професии.


- Ваше отношение к местной критике. Как оценивают Вашу сценическую работу театроведы?


- Нельзя сказать, что плохо. Наоборот, дают высокую оценку моей работе. К примеру, мое исполнение в «Месте в центре мира» получила положительные рецензии. Даже в одной из газет отметили, что мое исполнение на азербайджанском и русском языках, непонятное зрителям, сполна компенсировалось чувствами, с которыми я поняла и сыграла свою роль, и мои слова были понятны без перевода.


- Планируется показ для азербайджанского зрителя?


- Очень хотим привезти этот спектакль в Баку. Были предварительные переговоры, которые почему-то прекратились. Турецкая сторона, надо признаться,  проявила беспечность, подошла к делу весьма пассивно.


- В один из своих визитов в Баку Вы выразились весьма жестко по отношению к системе, существующей в Аздраме. Позже восстановили свои отношения с руководством театра?


- Исрафиль муаллим слегка обиделся на меня, но затем мы с ним переговорили, объяснились. Я живу в Турции, но воспитана в Азербайджане, во мне течет азербайджанская кровь. И порою воспринимаю происходящее там очень чувствительно. Конечно же, я не могу возразить против дисциплины в театре: ведение такой административной работы необходимо.  Просто не смогла сдержаться, при виде, как актрису театра не пропускают  в ее же театр, как она пишет заявление прямо на улице. Это была не сплетня, не слух, пущенный по кругу, это то, что я увидела своими глазами. Что может быть естественнее желания актера, увидевшего пустую, незанятую сцену, репетировать?!
Во всем мире это так, также и в Турции. Где данный фактор играет немаловажную роль в возвышении театрального искусства. Театр для актера, актрисы – храм, место преклонения. Можно представить театр без режиссера, актеров?! Если актер или актриса не могут попасть в театр, хоть назначь 40 директоров туда – театральное дело не сдвинется с точки! Неправое это дело прикрывать подобные действия нововведением. Какой директор театра в Турции способен на такой шаг? Моя жесткая реакция  была вызвана именно этим, иначе, зачем мне вмешиваться в распорядок, принятый в театре.
Безусловно, должны пресекаться опоздания на спектакли. Самокритика – хорошая штука. Признаюсь, и у меня такое случалось, когда я за 5 минут до начала спектакля прибегала в театр, в спешке переодевалась, выходила на сцену.  Но никто мне и слова не говорил, не попрекал меня этим. И нам казалось, что так оно и должно быть. В таких случаях закон, правила, распорядок прекрасно человека мобилизуют. Например, в Турции актерам надо быть в театре за 2 часа до начала спектакля.


- А здесь приходилось опаздывать?


- Где-то 10 лет назад пришла за 15 минут до начала спектакля. Только закончились съемки, дождливая погода, на улицах автомобильные пробки. По дороге от испуга заплакала.
При опоздании обычно составляется рапорт, на основании которого высчитывают «штрафные»  с зарплаты. При совершении 3-х нарушений следует исключение из театра. Но в тот день, увидев мое состояние: испуг, стресс, волнение, – пошли мне навстречу, простили. Больше опозданий с моей стороны не было.


- Каково социальное обеспечение, условия жизни творческого коллектива театра Турции по сравнению с их коллегами в Азербайджане?


- Очень хорошие. В Турции главная занятость актеров в сериалах. Можно сказать, что все актеры снимаются в них. В театре актер получает от 2.000 до 3.500 лир ( примерно 1.000-2.000 AZN – ред). В течение года всем работникам театра государство выплачивает 6 денежных премий, не забывает нас и в праздники.
Но должна сказать, что устроиться здесь в государственный театр очень трудно. Это касается не только творческих людей, но и административных должностей. Меня зачислили в штат театра, спустя 11 лет. Вообще, в Турции очень трудно быть государственным чиновником. Потому что самое ценное – работа, а выходить на пенсию с государственной должности означает вести нормальную жизнь до конца своей жизни. Это, естественно, касается граждан Турции.


- Хотели бы Вы осуществить постановку на азербайджанской сцене?


- Пригласят – не откажусь. Это желание по сравнению с прошлыми годами во мне сейчас стало еще сильнее. С удовольствием осуществила постановку или же сыграла бы роль в спектакле.


- В ВУЗах Турции преподает большое количество представителей творческой интеллигенции Азербайджана. А как Вы: мечтаете или, может, планируете, заняться преподавательской деятельностью?


- Не хватает времени из-за постоянной занятости на съемках, в программах, репетициях. В будущем хотела бы преподавать актерское мастерство в области кино. Уже получила приглашения из консерватории, из университетов Memar Sinan и Культуры.


- Можно вернуть Вас к сравнению между двумя странами. Будь это с положительной или с же с отрицательной сторон, в чем Вы видите преимущество азербайджанского искусства, культуры?  


- Начну с того, что внутренний потенциал азербайджанских актеров гораздо выше. Но мы не работаем так, как работают индивидуально турецкие актеры над самосовершенствованием.  А это с большой долей вероятности исходит от низкого уровня экономической ситуации. То есть, энергию, которая должна быть направлена на творчество, они тратят на добывание средств к существованию. Очень сожалею, что настойчивость, целеустремленность наших направлена не на творчество.
С другой стороны, я не могу в этом упрекать их: недостаточный уровень зарплаты актера заставляет направлять мысли на поиски средств к добыванию денег на хлеб и масло.
Да и награждение президентской премией рождает пристрастность. Избранные получают, остальные остаются в стороне. Между теми и другими образуется  пропасть. Думаю, если творческая интеллигенция Азербайджана будет сильна экономически, то актеры вместо тамады на свадьбах, будут думать только о творчестве.
В Турции же каждый год увеличивается  размер заработной  платы. Страна в настоящее время переживает  самый высокий подъем в искусстве. Это произошло благодаря советской школе азербайджанских актеров. Турецкое правительство за счет высоких контрактов привлекла в Турцию преподавателей со всего мира, в том числе и из Азербайджана.
Наши преподаватели вместо 200-300 манатов, получают здесь 2.000-3.000 долларов в месяц. Они приехали сюда с багажом советской школы знаний, заложили здесь мощный фундамент, передали сюда свои умении и навыки, в результате чего уровень искусства в Турции поднялся, а мы остались позади.
Сегодня само турецкое правительство признает, что в подъеме искусства они обязаны нашей стране.


СЕВДА БАБАЕВА
Баку-Стамбул-Баку 


Комментариев нет:

Отправить комментарий