суббота, 7 июля 2012 г.

Ведущие СМИ Турции в руках проармянских сил – ИНТЕРВЬЮ+ФОТО



Немного найдется представителей из медиа мира Азербайджан, кому незнакомо имя или авторская колонка за подписью Нигяр Алмангызы. Разрабатываемые журналисткой темы из общественно-политической жизни страны, помещаемые чаще всего в журналах, вышли за границы Азербайджана.  
В настоящее время Нигяр Алмангызы-Бёрэк проживает в городе Бурса (Турция), но встретились мы на «нейтральной земле» Измира. Нигяр ханум с удовольствием откликнулась на мою просьбу об интервью и приехала к «точке сбора» даже раньше меня, преодолев 400 км, отделяющих Бурсу от Измира. Наш разговор начался с обмена новостями о своих делах и здоровье – так давно мы не встречались.


- Жизнью я удовлетворена. Житие-бытиё, словом, с социальной точки зрения у меня все хорошо. Но совру, если скажу, что не скучаю по Азербайджану, родным и друзьям. Интернет, социальные сети – спасение для меня. Чуть что – погружаюсь в виртуальное пространство.

- Ты считалась одной из ведущих успешных журналистов Азербайджана. Прошла путь от рядового корреспондента до редактора, и на самом пике карьеры неожиданно все бросила и переехала в Турцию…
- Что на лбу написано – так тому и быть. Не могла и во сне представить, что окажусь за пределами Азербайджана. Вышла замуж и «по семейным обстоятельствам» живу в Турции, но с мужем думали о переезде в будущем назад, на родину. Мой супруг – начальник в военной полиции и не имеет права на время работы проживать вне страны. Но после выхода на пенсию, если судьба соблаговолит, вернемся в Азербайджан.

- Как мне известно, в Турции ты оказалась еще до замужества, вела здесь авторскую колонку, получила турецкое гражданство. Кстати, это помогло тебе стать в местной журналисткой среде своей? Или, зная настороженное отношение турецких медиа к пришлым, все еще в находишься в обособлении?  
- Тут ты права: местная журналистика и печать никого близко к себе не подпускают. Тут надо немного поработать локтями в хорошем смысле слова, заставить, чтобы приняли тебя.
Буду откровенна. Ведущие печатные издания Турции, газеты «Hürriyet», «Milliyet» и другие, в настоящее время находятся в руках проармянски настроенных сил. Если проанализировать статьи, вышедшие  в газетах и журналах в течение года, то можно увидеть, как больше внимания уделяется популяризации какого-то  армянского католикоса, чем темам об Азербайджане или Нагорном Карабахе.
Подписи известных публицистов из ряда таких, как Мехмет Али Биранд, Чингиз Чандар, стоят под псевдоисторическими материалами в духе и от имени Гранта Динка, пропагандируя армянскую точку зрения. Очень трудно пробить в печати тему о Нагорном Карабахе, об экспансионистской политике Армении, об оккупации наших земель.
Знающие мой почерк и руку, прекрасно представляют – о чем бы ни писала, я пишу о нашей национальной душе и азербайджанизме. Одна строчка, предложение или фраза, но должны быть посвящены Карабаху и армянской оккупации. С этих позиций, повторюсь, очень трудно пробиться на страницы публичной печати, но и не невозможно.
Посылала и посылаю свои материалы во многие печатные органы: бывает, отсылают обратно по причине «излишней эмоциональности» материала, бывает, отнесутся с пониманием и уважением, напечатают. Сейчас печатаюсь безо всякой редактуры в агентстве  Habername, стараюсь как можно больше материала давать о своей родине.
К сожалению, непонимание, не восприятие положения Азербайджана происходит не только на уровне журналов и газет, но и среди рядовых граждан Турции. Столько раз сталкивалась с ситуацией незнания журналистом-международником хотя бы базовой информации о Карабахском конфликте, трагедии в Ходжалы. Об этом я прямо высказывалась на встречах с руководителями медиа структур Турции. Самая последняя малотиражка в Азербайджане, нет-нет, но даст 3-4 новости о Турции. Здесь же в редких случаях наткнешься на информацию об Азербайджане.
Даже обычные люди здесь думают, что когда-то, но Карабах станет самостоятельным государством. Наверное, виной всему недостаточная пропаганда с нашей стороны Азербайджана в Турции. В Турции очень много наших бизнесменов, покупающих яхты и отели. Это их дело и пусть пойдут им впрок дела, но ведь можно было бы и вложить деньги в пару-другую местных газет, повернуть их деятельность во благо Азербайджану, заодно и заработать хорошие деньги. Доходы  «Hürriyyet», «Milliyet» от помещаемой рекламы в 2-3 раза больше доходов, приносимых отелями нашим доморощенным олигархам. Стало бы возможным авторские колонки посвящать теме Карабаха, ведь многие здесь только ради них покупают газеты.


- Насколько ценны для Азербайджана мнения изменчивых авторов, поддающихся силе денег?  
- Мне нужны люди, формирующие общественное мнение Турции. Армяне веками используют этот метод. Кого в Европе не спросишь, все только и говорят о вымышленном армянском геноциде, но они поднимают этот вопрос на уровнях парламентов своих стран и решают его в интересах «многострадального» армянского народа. Такого эффекта и знания может добиться только общественная печать. Не зря Наполеон утверждал, что слово способно сделать то, что не под силу армии. Рука, держащая перо, творит историю: надо думать, как будет восприниматься написанное тобою через 100 лет.

- В чем причина разобщенности наших соотечественников в Турции?
- Не можем правильно организовать работу. Каждая иная диаспора проводит активную и деятельную работу по пропаганде национальных культурно-духовных ценностей своей родины, а деятельность нашей ограничивается проведением праздничных мероприятий, не желающих понять – точка приложения сил не в устройстве праздничных мероприятий. Азербайджанские национальные праздники никак не трогают турка. Необходимо вести пропаганду о Карабахе.
Провела в Бурсе журналистскую разведку и обнаружила несколько организаций, связанных  так или иначе с Азербайджаном. При ближайшем рассмотрении кроме вывески, названия ничего другого нет. Национальные общества балкар, чеченцев, абхазцев, грузин, украинцев, туркменов, узбеков, киргизов, таджиков с периодичностью раз в два месяца проводят международные мероприятия, фестивали. Лишь Азербайджана среди них не видно, не слышно.
Спрашиваю о причинах отсутствия наших у представителей местных официальных структур, отвечают, что не раз обращались в азербайджанские общины и сообщества с предложениями, приглашениями, посылали факсы, но так и не получили позитивного ответа. Добавляют, что даже брали все расходы по приезду и размещению на себя и … никакого эффекта. Притом, что каждая страна за свой счет делегирует на подобные мероприятия представителей.
В отличие от других национальных общин азербайджанская представлена в Бурсе интеллигенцией: врачи, университетские преподаватели, творческая публика. А единства – нет. Видно, для них личные интересы важнее и выше патриотизма…

- Ты лично, как журналист, делаешь что-нибудь для воздействия на мнение турок?
- Пока, стараюсь «глаголом жечь сердца». Хотелось бы сделать больше, но в одиночку не справлюсь. Но кажется, мне удалось немного «сдвинуть» ход мыслей моих читателей в азербайджанскую сторону. Так случилось среди коллектива агентства, где я работаю. У моих коллег уже есть информация об Азербайджане и Карабахе.
Даже у тех, кто был уверен, что после завоевания Закавказья Россией азербайджанцы приняли христианство. После моих статей они узнали: азербайджанцы и турки – одного корня, одной крови.
Думаю еще о создании в Бурсе кружка, занимающегося Азербайджаном посредством пропаганды, определенных мероприятий в культурном, общественно-политическом ключах.

- Общее и разное в нашей и турецкой печати в свете свободы слова и выражения, технического обеспечения.
- Очень часто в Азербайджане жалуются на отсутствие свободы слова. Но поверьте, половина того, что печатается в наших СМИ, в Турции привела бы к аресту авторов подобных материалов. Я вполне откровенна.
В СМИ Турции нет и не может быть оскорблений, бранных слов. У нас же кому что взбредет в голову, то и пишет. Очень трудно писать в Турции в печатных органах оппозиции. Здесь могут привлечь к уголовной ответственности, арестовать автора готового, но еще неизданного произведения или когда-либо в прошлом выпущенной книги. Просто так невозможно критиковать правящую партию, Эрдогана. То, что происходит – лишь псевдокритика, так себе, понарошку.
Касательно финансовой стороны, тут разница несравнима. Мой гонорар за одну статью в Турции равен моей месячной зарплате в Азербайджане. Финансовое положение азербайджанских СМИ ужасающее. Имей наша печать финансовые средства турецких СМИ, был бы смысл сравнивать и о чем-то говорить. Самое меньшее исчезли бы из азербайджанской печати брань и оскорбления.
Вину в этом вижу в неправильной политике, проводимой правящей партией Азербайджана по отношению к СМИ. Азербайджанские журналисты – очень смелые люди. Вместо героической гибели предпочитают жить и бороться.

- А теперь немного о личной жизни. Если можно, конечно….
- Со своим супругом познакомилась в Баку, на одном из мероприятий. Он нередко по делам наезжал в Баку, после 2 лет дружбы сделал мне предложение. Скажу честно, с согласием не тянула: успела узнать его как человека за 2 года дружбы. Была уверена в своем решении и выборе.
Ты ведь сама журналист, и знаешь, что женщины в журналистике семьей обрастают поздно. Наш образ жизни, связанный  с профессией, независимость поступков и суждений требуют человека «по образу и подобию своему». Ахмед – военный, как и мой отец, очень любит Азербайджан, интересуется общественно-политической жизнью. Полностью разделяет наше уважительное отношение к взрослым. Все время повторяет, что Азербайджан нация, связанная со своим  тюркским прошлым.
Поэтому мы хотим, чтобы оба наши ребенка выросли в Азербайджане. Ахмед по корням чистый турок. Я к национальному вопросу отношусь весьма чувствительно. Наш союз сложился стремительно. Я не любитель шумных свадебных торжеств, обошлись скромной церемонией при регистрации.

- Значит, жизнью своей ты довольна…
- … и счастлива. У нас много общего: можем говорить обо всем. Он юрист по образованию, широко образован, много читает, имеет большую библиотеку. Еще ни разу не слышала от него «бытовых наездов», типа «женщина – ты обязана это делать», «одежда моя не готова», ну, и тому подобное. Где бы ни были, стараемся поддерживать друг друга.
Не стеснена я и в материальном отношении. Хвала Творцу, есть семья, заработок на хлеб с маслом, машина, люди, что любят и ждут нас – моя свекровь. Рядом со мной мои родители, брат, сестра – что еще нужно человеку для счастья.
Всем нашим девчатам желаю такого же мужа как Ахмед бей.

СЕВДА БАБАЕВА
Баку-Измир-Баку

Комментариев нет:

Отправить комментарий